Почему внеаренный лазертаг пришел к упадку?

Любой бизнес, который строится на развлечении и досуге граждан рано или поздно идет на спад. Это могут быть минимальные колебания, небольшие провалы, а может быть и долговременный спад. В лазертаг индустрии внеаренной направленности наблюдается именно последний. Давайте рабзберемся в причинах происходящего.

Данная тенденция — уменьшение прибыли, уменьшение количества игр, количества участников самих мерпориятий наметилось где-то 3 года назад, затем, спустя год, грянул кризис и ситуация еще более усугубилась для отрасли. И в данный момент обстановка в целом может быть оценена, как «ровно плохая». Несомненно и бесспорно кризис в стране сказался на уровне жизни наших сограждан, что повлекло за собой и снижение покупательской способности, а следовательно, и падение спроса на развлечения и отдых. Однако, спад в лазертаге не произошел моментально и лавиноподобно, он шел постепенно, все более и более набирая оборот, а кризис просто ускорил процесс. Так что же послужило причинами для спада интереса к внеаренному лазертагу? Для начала вернемся назад и посмотрим, как развивалась в целом индустрия внеаренного лазертага.

В самом начале зарождения этого вида развлечения,  когда все это только начиналось, оборудование для лазертага было дорогим и не особо разнообразным в плане игровых возможностей, и тем владельцам, что открывали свой лазертаг-клуб, во-первых, требовался приличный бюджет, а во-вторых, необходимо было проявлять  свои организаторские и творческие способности для разнообразия игрового процесса. Клубов было мало, но они в большнстве своем открывались креативными и творческими личностями. Это было первое поколение лазертаг клубов и его золотая эпоха. Немного клубов, высокое качество обслуживания и отличный креатив. Молодой вид отдыха должен был завоевывать свое место под солнцем и бороться за игроков с мощными идеалогическими конкурентами — пейнтболом и страйкболом. И ему это удавалось.

С популяризацией лазертага все больше людей знакомилось с ним и все больше желающих стало заполучить свой собственный лазертаг клуб. А тут еще развитием лазертаг индустрии в целом по стране производители оборудования в погоне за своими прибылями и в борьбе с конкурентами пошли на ожидаемое снижение «входного билета» в лазертаг бизнес, а значит один за другим стали открываться лазертаг клубы, похожие, как под копирку, друг на друга. Владельцы клубов, имея на руках определенный клубный набор, рекомендованный производителем, старались как можно быстрее отбить вложения. Наличие игровых устройств позволяло не сильно заботиться о смысловом наполнении сценариев. Такие клубы открывались часто и существоввали недолго. Стартовали ярко, закрывались тихо, вели демпинговые войны, нарабатывали себе клиентскую базу. К этому времени стало ясно, что первоначальный посыл о том, что лазертаг — это развлечение для взрослых и вообще для тех, кто не навоевался, но готов потренироваться —  не выдерживает критики. Большинство прокатных клубов сделало упор на подрастающее поколение, при этом сохраняя определённый состав постоянных игроков-профессионалов. Взрослые игроки обычно были сезонными явлениями и совмещали активный вид отдыха с посиделками и застольями. Но к этому моменту мы вернемся отдельно. Детишки же посещали клубы регулярно и не имели столь завышенных требований к игровому процессу, нежели взрослые. Это были первые шаги к началу спада интереса. Упрощение игрового процесса, чехарда с открытиями и закрытиями клубов, включение «лазертага», как дополнительной опции пейнтбольными клубами — все это привело к тому, что внеаренный лазертаг стал неумолимо терять своих клиентов. Однако, интерес все еще удавалось поддерживать за счет притока новых клиентов, расширения городов присутствия, внедренением новых игровых устройств, новых сценариев, а также лазертаг технологий. Несомненый вклад в дело популяризации и привлечения неофитов в ряды лазертаг движения привносили и крупные лазертаг-мероприятия всероссийского и международного уровня. Это был серебрянный век внеаренника. Но, как и все хорошее, он тоже подошел к концу.

Третий период- это упадок и кризис отрасли в целом. Как уже писалось вначале, на него наложился или, вероятнее всего ускорил его, кризис в стране. Но, несомненно, если б не тогда, то спустя некоторое время наступление провала спроса было неизбежно. Причинами подобного мы считаем следующие моменты:

— во-первых, период бурного роста и развития технологий прошел и удивлять чем-то новым и доступным производителям, а значит и клубам становилось все сложнее. Все, что интересовало игроков они уже получили — он-лайн статистика, беспроводные технологии, малое пятно излучения и большие дистанции. По большому счету дальше этого технологии и не пошли. Следующим этапом могла стать дополненная реальность, единое информационное поле в игре, технологии с реализацией более полного погружения в военный или ролевой процесс. Но технологии эти либо получились слишком дорогие, либо сложные, либо так и не были доведены до ума из-за смены приоритетов производителей;

— во-вторых, изменились, а скорее даже окончательно сформировались и закрепились, требования самих участников игр. Взрослые игроки хотели не только игровых сценариев и новинок, но и сопутствующих развлечений в виде организованного послеигрового  досуга. И при всем этом желательно, чтоб данные допы входили в стоимость лазертаг — мероприятия, а не увеличивали его. Изменились требования и по части детких мерорприятий. Эти изменения в требованиях формировались и непосредственными участниками — детьми и их родителями-организаторами. Если еще пару лет назад родители смотрели довольно спокнойно на проведение игр на недостороенных зданиях, на необорудованных площадках, а также отсутствие элементов дополнительного сервиса — комнаты для послеигрового прваздника, туалета, теплой комнаты для переодевания зимой и прохладной летом. То теперь все не так. Нужен комфорт, сервис, дополнительные опции, удобное расположение в городе. За некоторые из этих вещей заказчик готов доплатить, но многие считают обязательными и включенными в игровой ценник. Многие клубы оказались непросто не готовы, а неспособны обеспечить такой уровень сервиса игрокам и сопровождающих их лицам;

— в-третьих, на рынке лазертага появился новый игрок — аренный лазертаг. В крупных мегаполисах одинокие представители аренников присуствовали и раньше, но постепенно в городах стали открываться все новые и новые арены. И данные площадки оттянули на себя изрядный детский поток. В арене было все то, чего не хватало многим внеаренникам. Во втором нашем пункте — дополнительные опции, удобное место расположения и комфортные условия для всех участников. И это сделало аренный лазертаг привлекательным местом для проведения мероприятий среди детской и взрослой аудиторий. Как оказалось, при продвижении среди  целевой аудитории изначально внеаренный лазертаг не всегда делал упор на свою внеаренную составляющую, просто продвигая термин «лазертаг» в целом, и когда на рынок пришел аренный лазертаг, то он просто стал еще одним вариантом, а значит для большинства потенциальных участников разница первоначально заметна не была. Несомненно, посетив аренные и внеаренные игры, игроки уже могли сравнить и выбрать то, что им больше по душе. Но по большому счету нередки были случаи разового посещения мероприятий на аренах с последующим отказом от лазертага в целом, т.к. такой вид отдыха не понравился игрокам. А, как мы помним, позиционирование отличий внераненного и аренного лазертагов не всегда озвучивалось внеаренными клубами. Это не означало, что аренный лазертаг плохой, а внеаренный наоборот хороший. Совсем нет. Просто они кардинальным образом отличаются друг от друга. И для каждого своя аудитория.

Большинтво внеарненных клубов стоит на пороге выбора — измениться или уйти со сцены прокатных услуг. Если он сделает выбор в пользу первого варианта ему необходимо понять и принять тот факт, что рынок лазертага окончательно и бесповоротно изменился и теперь надо меняться и внеаренному лазертагу, подстраиваясь под желания игроков. Если же выбор будет сделан в пользу ухода с рынка – ну, что ж, это было хорошее время и интересный бизнес…