Боль, как стимул в лазертаге, пейнтболе, страйкболе

Международная ассоциация по изучению боли (IASP) дала следующее определение понятию боль:

Боль — неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения.

Собственно, а почему я поднял эту тему? Если известно, «Лазертаг — это игра без боли синяков и ссадин». Я неоднократно слышу от игроков, что все хорошо в лазертаге: и дальность, и точность, и реализм, но вот только не хватает боли, как в пейнтболе или страйкболе. Нет того адреналина, который якобы появляется у человека, когда ему в тело врезается со скоростью 90 м/с шарик. Дескать, ничто так не заставляет человека собраться и сконцентрироваться на выполнении задачи, на поиске врага и вообще просто активизировать все органы чувств, как приближение боли. И чтоб она не стала неизбежной – надо найти и уничтожить всех тех, кто ее может вам причинить. Более того, многие игроки даже говорят, что есть научные исследования, что опыты проводились неоднократно об улучшении усвоения материала, если происходит стимуляция болью.

Однако, давайте попробуем разобраться в этом подходе и выяснить, так ли это на самом деле и какие сложности на пути стимулирования болью могут встретиться.

Во-первых, будет не лишним учитывать, что чувствительность к болевым ощущениям зависит от:

  • возраста (дети, например, чувствительнее взрослых);
  • пола (женщины будто бы в среднем менее восприимчивы, то есть выносливей и терпеливей по сравнению с мужчинами);
  • психического развития или психоэмоционального состояния (в том числе изменение этого состояния по средствам различных препаратов).

А по ночам и во время сна болевые ощущения сильнее в виду отсутствия отвлекающих моментов.

То есть само понятие «больно/ не больно» для разных людей разное. И, соответственно, то, что многим кажется безболезненным, для других уже нижний порог боли (то есть они уже ощущают боль).

Во-вторых, как правило (хотя и бывают исключения), боль соединена с чувством неудовольствия. Теснейшим образом связанная с интересами самосохранения, боль является как бы первым звеном в длинной цепи защитных реакций, как то:

  • отдергивания конечностей;
  • отклонения тела;
  • прикрытия его частей (зажмуривание глаз);
  • рефлекторного торможения всех движений до полной неподвижности.

То есть болезненные ощущения могут не только причинить прямую боль, но и вызвать защитную реакцию организма, и неожиданно нанести удар в другом месте. Примером может служить резкий удар в солнечное сплетение, когда перехватывает дыхание, и темнеет перед глазами. Более того, болевые ощущения совсем не вызывают резкого желания побежать в атаку или вообще начать действовать, а как раз наоборот для многих они будут сигналом – не высовываться, ползти, прятаться и вообще валить отсюда с этого вашего развлечения.

Многие, кто дочитал до этого места, могут возразить мне, говоря, что всё дело в этом и есть, чтоб превозмочь себя и этот свой страх, выйти в бой под проливной дождь из шариков. И можно было б согласиться с этим предположением, если б не одно НО – почему для того, чтоб просто прийти и развлечься надо получать шариком и превозмочь себя? Или кто-то путает развлечение и отдых с серьезной муштрой и жёсткими методами подготовки? Мы живем с вами в современном мире и стимулов в  виде боли, унижения, превозмогания и прочего большинству из нас и в повседневной жизни хватает с головой, что бы еще и на отдыхе получать соответствующие стимулы. Отдых должен быть активным и адреналиновым, но необязательно при этом биться самому и бить других. Стимулирование болью – возврат в каменный век, с соответствующим отношением к противнику. К тому же, как показывает практика, редко кому нравится испытывать боль на себе, чаще людям доставляет приятные ощущения самим мучить кого-то — такова психология игроков. Проведение простого опроса среди игроков  «А хотели бы вы САМИ испытывать болевые ощущения, при условии, что ВАШ противник НЕ будет их испытывать?» за 4 года показало, что ни одного желающего не нашлось! Верно подмечено – «мазохистов мало, все больше как- то садисты попадаются».

Замечу, что сами заядлые пейнтболисты и организаторы стараются изо всех сил, чтобы их вид спорта и отдыха перестал ассоциироваться с болью и увечьями (это легко проверить пройдясь по просторам Интернета и вбив в поиск «боль в пейнтболе», «болевые ощущения в пейнтболе», «безопасен ли пейнтбол»). То есть профессиональные игроки и владельцы отдают себе отчет, что не в боли счастье, однако, большинство участников игр уверены до сих пор в обратном.

В-третьих, мы занимаемся организацией и проведением тактических игр уже более 5 лет, и ни разу у нас не было мысли, что нашей целью и целью игроков будет получение удовольствия от причинения боли кому–то. Наибольший выброс адреналина обеспечивает не боль, а страх и ожидание того, что в тебя попадет противник! Этот фактор присутствует во всех тактических играх, но вот только это адреналин разного сорта. В пейнтболе/страйкболе традиционно боятся боли попадания, а в лазертаге выброс адреналина обеспечивает неожиданность нападения. Игра на небольших пейнтбольных площадках почти всегда предполагает, что вы знаете или уверенно догадываетесь, откуда можно ждать нападения, что зачастую позволяет избежать обстрела. В лазертаге игра идет на площадках иных размеров, оборудование позволяет вести прицельную стрельбу с 200 и до 1000 метров, в игре могут участвовать снайперы и организовываться неожиданные нападения, минирование и другие сюрпризы. Поэтому, лазертаг дает сильные игровые эмоции и гарантирует выброс адреналина без причинения боли играющим!